Уважаемые дамы и господа,
Мы провели со Специальным посланником Генерального секретаря ООН по Сирии и его командой обстоятельный обмен мнениями о том, как продвигаться по пути выполнения договоренностей, достигнутых на многосторонней встрече в Вене 30 октября с.г.
Напомню, что в Вене был принят документ – Совместное заявление – который мы с г-ном С. де Мистурой и Госсекретарем США Дж.Керри огласили на совместной пресс-конференции. Нам было поручено это сделать в качестве трех сопредседателей зародившегося в Вене процесса, который было условлено продолжать.
В этом документе четко изложены наши подходы к урегулированию сирийского кризиса во всех его аспектах: в том, что касается непреложности объединения усилий против террористической угрозы, срочности запуска политического процесса между Правительством и оппозицией и, конечно же, незамедлительных шагов по облегчению гуманитарной ситуации и страданий гражданского населения. Все эти компоненты были отражены в Совместном заявлении.
Мы договорились снова встретиться в том же формате в обозримой перспективе, буквально в ближайшие две недели. В качестве конкретных задач, которые предстоит решить на данном этапе, были выделены две. Первая – выработать общее понимание о том, какие группы на сирийской территории являются террористическими. Есть списки СБ ООН, но есть и новые ответвления «Аль-Каиды», «Исламского государства», «Джабхат ан-Нусры» – группы, которые с ними не связаны, но тоже «ловят рыбку в этой мутной воде» террористическими методами. Все согласились с необходимостью внести ясность в этот вопрос. Второй вопрос, который также был вынесен в качестве «домашней работы» на ближайшие несколько дней (надеюсь, не на очень длительный период), - это внесение ясности в то, кто такая оппозиция, которая является умеренной и должна стать партнером на переговорах, которые г-н С. де Мистура и его команда готовят в контексте политического урегулирования сирийского кризиса. Таким образом, необходимо согласовать два списка. Первый – это список террористических организаций, на которые не будет распространяться прекращение огня (о нём, как мы все надеемся, удастся объявить на каком-то этапе). Второй – список делегации оппозиции, которая будет вести переговоры с Правительством под эгидой #ООН и при координирующей роли представителя Генерального секретаря. Эти два направления совместной работы мы видим в качестве основных при подготовке к следующей встрече в «венском формате».
Россия активно поддерживает усилия г-на С. де Мистуры, который сразу же после встречи в прошлую пятницу приступил к поездкам с целью продвинуться в решении этих вопросов и в подготовке почвы для скорейшего начала межсирийского диалога. Россия распространила среди участников «венского процесса» свои конкретные предложения по террористическим организациям и относительно тех оппозиционеров, которых мы считаем вполне приемлемыми для всех сторон в качестве членов объединенной оппозиционной делегации для участия в политическом процессе.
Сегодня мы подтвердили нашу полную приверженность Венскому документу и документу, лежащему в основе усилий по политическому урегулированию, я имею в виду Женевское коммюнике от 30 июня 2012 г., в котором подробнейшим образом расписаны цели, к которым необходимо стремиться, чтобы сирийское государство полностью восстановилось в качестве суверенного, независимого, демократического, чтобы были проведены необходимые реформы на основе, как это специально подчеркнуто в заявлении, взаимного согласия Правительства и оппозиции. Это ключевой принцип, который был подтвержден в Вене, поскольку в Венском документе четко записано, что политический процесс должен быть ведомым сирийцами, которые являются хозяевами этого политического процесса, и специально подчеркнуто, что только сирийский народ может определять судьбу Сирии.
Желаем г-ну С. де Мистуре успехов в его работе, будем всячески его поддерживать, что мы и подтвердили сегодня. Рассчитываю, что и другие участники «венского процесса» будут стремиться делать все, чтобы миссия Спецпосланника Генсекретаря ООН по Сирии и его команды увенчалась успехом.
Вопрос (адресован С. де Мистуре): Вы как Спецпосланник Генерального секретаря ООН по Сирии, наверное, точно знаете, что немалая часть сирийского общества продолжает поддерживать нынешнего Президента Сирии Б.Асада. Не считаете ли Вы, что требование об уходе этого Президента сводит на нет мнение большой части сирийского населения, поддерживающего Б.Асада, особенно с учетом того, что сейчас много говорится именно в поддержку народа Сирии?
С.В.Лавров (отвечает после С. де Мистуры): Я хотел бы поддержать то, что сейчас сказал г-н С.де Мистура. Этот вопрос должен решаться самим сирийским народом - вопрос о любом персонаже в политической жизни страны должен выноситься на суд сирийцев. Как четко записано в Женевском коммюнике от 30 июня 2012 года о необходимости достижения взаимного согласия Правительства и оппозиции по всем аспектам политической реформы, так же и в Совместном заявлении сказано, что судьбу своей страны должен решать сирийский народ. Можно долго спорить о том, какая часть населения поддерживает Президента, а какая хочет его ухода. Но способ проверить справедливость тех или иных оценок только один – это волеизъявление народа. К этому мы и хотим прийти.
Вопрос: Когда и где планируется провести первую встречу представителей Правительства САР и оппозиции, как это предусматривает итоговый Венский документ? Какая-то из сторон уже дала согласие на участие в такой встрече?
С.В.Лавров (отвечает после С. де Мистуры): Я присоединяюсь к тому, что было сказано. Конечно же, для того, чтобы межсирийский репрезентативный инклюзивный и вызывающий доверие диалог начался, нужно, чтобы за столом переговоров был представлен весь спектр сирийского общества, включая все группы оппозиции. Я хочу выразить солидарность с тем, что сказал г-н С. де Мистура: «внешним» игрокам, которые в решающей степени влияют на различные оппозиционные отряды, необходимо употребить все свое влияние, чтобы эти отряды собрались на политические переговоры с конструктивной платформой, чтобы они не пытались «перетягивать на себя одеяло», а сформировали единую делегацию и, как и делегация Правительства САР, думали не о какой-то личной судьбе, а о судьбе своей страны и своего народа.