Классическая политическая экономия
Адам Смит (1723 год—1790 год), основатель классической политической экономии, в первую очередь исследовал и подчёркивал значение концепции экономической стоимости и распределения богатства между классами — рабочими, капиталистами и землевладельцами, объяснил работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, названных им невидимой рукой, а не внешнего политического управления.
Завершающий этап эволюции классической политической экономии представлен творчеством Дж. С. Милля, в работах которого нашли окончательное воплощение принципы классической школы, а книга «Принципы политической экономии» стала основным экономическим учебником англоязычного мира.
Материализм Смита позволил ему сформулировать идею объективности экономических законов.
Смит изложил логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления. Этот подход до сих пор является основой экономического образования.
Смит сформулировал концепции «экономического человека» и «естественного порядка». Смит считал, что
человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. Естественный порядок в представлении Смита — это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. В представлении Смита, такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом.
Для существования естественного порядка требуется «система естественной свободы», основу которой Смит видел в частной собственности.
То, что он взял за основу в своей теории, является основой либерализма и зародилось именно там.
Основополагающими тезисами либеральной идеологии являются: 1) положение о священности и неотчуждаемости естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), об их приоритете над интересами общества и государства и 2) требование полной свободы рынка и конкуренции в экономической и социальных сферах, невмешательства государства в экономику. Эти исходные тезисы были дополнены другими идеями и разработанными концепциями, вошедшими в общую доктрину либерализма. К ним относятся:
• теория общественного договора (идея договорного характера отношений между государством и индивидом);
• концепция гражданского общества;
• концепция правового государства;
• идея правового равенства граждан;
• признание частной собственности гарантом и мерой свободы;
• принцип плюрализма во всех сферах общественной жизни - политической, социальной, культурной, религиозной;
• признание основополагающего значения принципов демократии, конституционализма, парламентаризма.
Таковы основные принципы и положения классического либерализма, рожденного в эпоху буржуазных революций и раннебуржуазного общества.
Очевидно, что как только либерализм сформировался как философское учение, это позволило Смиту написать свой экономический трактат, идеи которое, как уже сказано, вытекают из либеральной доктрины:
Таким образом, очевидно, что современная экономическая теория основна на либеральной этике, которая в свою очередь как и любая другая идеология - субъективна, искусственна и является лишь экзистенциальной "хотелкой" отдельных буржуа, которую впрочем они смогли навязать практически всему миру. Что безусловно говорит об их концепте как о самом эффективном из ныне существующих.