Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Литература
Форумы Дома Индорил > Клуб > Таверна
SentineL
На досуге бороздил просторы рунета и наткнулся на вот эту статью:
http://old.russ.ru/krug/20030321_por-pr.html

В общем, разделяю точку зрения автора - ко мне такая мысль пришла еще 1-1.5 года назад - о ненужности литературы в школьном курсе образования. Урок ужасный... У нас так: основная задача - заучить то, что написано в учебнике или в тетради под диктовку учителя, потом пересказать при разборе произведения и на следующей неделе принести списанное из инета сочинение. Сомневаюсь, что в большинстве школ по-другому... Кому это надо - непонятно

Upd:
Ну и вопрос на засыпку: Что в мире и человеке открыл мне роман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"(тема сочинения, задали)
Хоть это и мое любимое произведение, но вот что писать не пойму smile.gif
Keman
Буду краток, не согласен с выводами статьи. Спорить лень, поверьте на слово wink.gif
Поясню немного...
Написано много мыслей, местами даже верных мыслей, но вот конструктива в статье я не увидел ни грамма. (Бред про риторику не в счет- риторика в программе лично у меня была- ничего хорошего не запомнил... Уровень преподавания не тот и проблемы абсолютно те же). Предложение автора совсем исключить литературу из школьной программы- простите, абсурдно. Или неправы были предки, всю жизнь преподавая подрастающему поколению этот предмет с незапамятных времен (а именно с 1755г, если память не изменяет)?
SentineL
Ну ну давайте поспорим smile.gif
Keman
Я там поднаписал маленько)
Кстати, довод "новое время- новые люди"- тоже бред smile.gif Время, как известно, всегда одно. А глядя на подрастающее поколение (на тех же школьников теперешних), порой ужасаешься..
SentineL
Цитата(Keman @ Feb 6 2006, 02:03 AM)
Предложение автора совсем исключить литературу из школьной программы- простите, абсурдно. Или неправы были предки, всю жизнь преподавая подрастающему поколению этот предмет с незапамятных времен (а именно с 1755г, если память не изменяет)?

Ну в 1755 то русской литературы по большому счету и небыло еще smile.gif
Ранее урок лит-ры служил методом идеологической пропаганды, до 1917 - в основном церковно-православную изучали, после 17 и до 91 - прокоммунистическую smile.gif
Думаю вот как - для общего развития - речи и т.п конечно что нибудь нужно. Мне не нравится именно воспитательные мотивы уроков литературы - образцовые винтики для системы это раньше выращивали, в либерастическом обществе такого быть не должно бы no.gif
Коппер
Цитата(SentineL @ Feb 6 2006, 01:43 AM)
либерастическом

тебе литературу учить и учить, слова то какие
SentineL
Цитата(Коппер @ Feb 6 2006, 02:54 AM)
тебе литературу учить и учить, слова то какие

smile.gif)) Чем то не нравится?
Давайте по теме..
Keman
Цитата(SentineL @ Feb 6 2006, 02:43 AM)
Ранее урок лит-ры служил методом идеологической пропаганды, до 1917 - в основном церковно-православную изучали, после 17 и до 91 - прокоммунистическую smile.gif

К сожалению, программку школьную Литературы тех времен искать долго (а уже клонит в сон), поэтому обойдусь голой диалектикой)
Произведения- что сейчас, что при Советах- изучают практически те же. Тут можно и проблему трактовки затронуть- но это опять же было не критично, (если человек захочет- он всегда может трактовать по-своему, лично для себя). Просто отношение к образованию изменилось, и прежде всего- со стороны учеников. Молодежь, как группа с очень невысокой социальной инерцией и постоянно обновляюющаяся, очень быстро меняет свое восприятие. И в итоге мы имеем то, что имеем сейчас- цитирую автора

Цитата
И вот идет урок литературы. Перед учительницей сидит целый класс - три десятка индивидуумов, у каждого из которых свое, извините, мировоззрение, свое настроение, свои мысли и свои проблемы. У Ирки родители разошлись, Лешка переживает несчастную любовь, Наташка собирается в Турцию, Серега думает о последнем матче, Игорь хочет пива, у Жени болит живот. Всем им глубоко параллельны и преступление, и наказание.

Если у нас и дальше будет такое вот отношение к образованию- точно получим в итоге страну, подобную США, где существенный процент населения не знает, что Земля- вертится. Не спорю- отношение учителей меняется, но меняется не так быстро и не так повально- происходит смена поколений... Кстати, тоже не всегда в лучшую сторону. Ей-богу, рад, что меня учили в школе и учат в институте преподаватели советской закалки и советского воспитания- хотя бы умею два слова связать. А ведь многие и этого после школы не умеют...

Цитата
Думаю вот как - для общего развития - речи и т.п конечно что нибудь нужно.
Явно не убирать литературу из учебной программы школ...

Цитата
Мне не нравится именно воспитательные мотивы уроков литературы - образцовые винтики для системы это раньше выращивали, в либерастическом обществе такого быть не должно бы
У нас особо воспитательного в школе было немного, а вот стесняться и бояться высказывать свое мнение перед людьми (пусть и чужими, хотя не верю, чтобы люди за период больше пяти лет не перезнакомились)- это я не знаю... Спор на уроках литературы в нашей школе был неотъемлемой частью учебного процесса. Ссорились и с преподавателем, хамили, спорили. Все школу благополучно закончили и трагедии не случилось.
Keman
Эх, долго ответа нет, ждите завтра smile.gif
SentineL
Цитата(Keman @ Feb 6 2006, 03:08 AM)
К сожалению, программку школьную Литературы тех времен искать долго (а уже клонит в сон), поэтому обойдусь голой диалектикой)
Произведения- что сейчас, что при Советах- изучают практически те же. Тут можно и проблему трактовки затронуть- но это опять же было не критично, (если человек захочет- он всегда может трактовать по-своему, лично для себя). Просто отношение к образованию изменилось, и прежде всего- со стороны учеников. Молодежь, как группа с очень невысокой социальной инерцией и постоянно обновляюющаяся, очень быстро меняет свое восприятие. И в итоге мы имеем то, что имеем сейчас- цитирую автора

Произведения учать почти те же.
Но дело по большей части именно в трактовке. Потому как молодежь(а тем более дети) в подавляющем большинстве - умственно инертны и не склонны критически анализировать подающуюся информацию.

Цитата
У нас особо воспитательного в школе было немного, а вот стесняться и бояться высказывать свое мнение перед людьми (пусть и чужими, хотя не верю, чтобы люди за период больше пяти лет не перезнакомились)- это я не знаю... Спор на уроках литературы в нашей школе был неотъемлемой частью учебного процесса. Ссорились и с преподавателем, хамили, спорили. Все школу благополучно закончили и трагедии не случилось.

О, ну то у вас. Повезло. У нас по другому. Ввиду огромной программы для прочтения по литературе ученики не прочитывают и пятой части... а то и вообще ничего. На уроках люди сидят и, простите, хавают то, что впихивает учитель и учебники. Куда там до осмысления и собственной трактовки - главное чтобы 2 не поставили.

Объясню мою точку зрения - в то время как остальные предметы в школе банально нацелены на передачу энциклопедических знаний, литература направлена на прививание "моральных" ценностей, "нравственности" и разных социальных догм.

Ученик ежели захочет почитать какую либо литературу - сам найдет когда потребуется и прочитает. Если не прочитает - сам себе буратино, и никак его прочитать не заставишь... да и зачем? (только если затем, что сказано в предыдущем абзаце)
Мне не нравится, что школа в данный момент нацелена не на раскрытие личности, не на проявление талантов учеников, а на стабильный выпуск винтиков, и предмет литературы - апофеоз этой системы. Идейно, возможно, он должен рабоать как раз по другому. Но - вот не работает.

Цитата
Если у нас и дальше будет такое вот отношение к образованию- точно получим в итоге страну, подобную США, где существенный процент населения не знает, что Земля- вертится. Не спорю- отношение учителей меняется, но меняется не так быстро и не так повально- происходит смена поколений...
Ну это не область литературы wink.gif Именно что образование и без нее прекрасно обойдется. Я не сторонник того, чтобы школа воспитывала. Воспитывают родители до определенного возраста - потом сам себя.
Nastradamus
Да что за бред? Это уже перебор какой-то! Сперва лит-ру, а потом Русский? Нет уж, если лит-ру убрать, то кол-во тупых тинейджеров, по сравнению с настоящим временем, возростёт в трое!!!!! Единственное, надо просто реально подчистить программу....
убрать Маяковского первым делом! Добавить чего-то, убрать чего-то...
SentineL
Цитата(Nastradamus @ Feb 6 2006, 04:01 AM)
Да что за бред? Это уже перебор какой-то! Сперва лит-ру, а потом Русский? Нет уж, если лит-ру убрать, то кол-во тупых тинейджеров, по сравнению с настоящим временем, возростёт в трое!!!!!

Ну русский тут при чем? smile.gif
И как корреллируется количество тупых тинейджеров с этим?

Upd:
Количество тупых тинейджеров будет расти пока у нас не начнут поощрять способность думать
Механист
от литературы вреда нет.да и предмет элементарный.прочел-пересказал.
а вот нафига людям котангенсы?
Keman
Цитата
Произведения учать почти те же.
Но дело по большей части именно в трактовке. Потому как молодежь(а тем более дети) в подавляющем большинстве - умственно инертны и не склонны критически анализировать подающуюся информацию.
Слава богу, у нас теперь трактовки приемлемые, и фанатизм в большинстве учреждений образования отсутствует. А критически осмыслить можно и через десяток лет smile.gif
Цитата
Повезло. У нас по другому. Ввиду огромной программы для прочтения по литературе ученики не прочитывают и пятой части... а то и вообще ничего. На уроках люди сидят и, простите, хавают то, что впихивает учитель и учебники. Куда там до осмысления и собственной трактовки - главное чтобы 2 не поставили.
Странно, насколько я знаю- программа не слишком отличается в школах по России, её утверждает соответствующее министерство. Так вот, объем- вполне приемлемый, по моим ощущениям. Перед учебным годом заранее давали список литературы, которую нужно прочитать летом- чтобы потом не пришлось судорожно в 3 часа ночи листать краткое содержание перед сочинением. Да и на протяжении учебного года я постоянно читал, сколько себя помню- то задание, то просто свою текущую книгу. ТАк что успеть- вполне реально и возможно. Доказано личным примером)

Цитата
Объясню мою точку зрения - в то время как остальные предметы в школе банально нацелены на передачу энциклопедических знаний, литература направлена на прививание "моральных" ценностей, "нравственности" и разных социальных догм.
Хм.
Литература как предмет направлена не на прививание чего-то, а прежде всего на ознакомление учеников с историей литературы, с классиками различных времен и их произведениями. Удивительно- но сейчас, на третьем курсе института (казалось бы, и недалеко ушел), я помню многие тексты классиков и отрывки, знаю наизусть многие стихи, могу найти подходящую цитату при необходимости, но то, о чем мы там спорили на уроках Литературы- припоминаю уже с трудом. То ли ещё будет smile.gif

Цитата
Ученик ежели захочет почитать какую либо литературу - сам найдет когда потребуется и прочитает. Если не прочитает - сам себе буратино, и никак его прочитать не заставишь... да и зачем?
Ты реально думаешь, что нынешние дети сами осознают, что им понадобиться для дальнейшей успешной жизни, работы, учебы? Личность нужно направлять в ее развитии- это одна из целей социума как такового smile.gif

Цитата
Мне не нравится, что школа в данный момент нацелена не на раскрытие личности, не на проявление талантов учеников, а на стабильный выпуск винтиков, и предмет литературы - апофеоз этой системы.
Боже, какие там винтики? Ты бы побывал в школах СССР, или вон в туркменских, а потом бы говорил о силе системы и производстве винтиков smile.gif
Индивидуального подхода в нашем обществе добиться крайне сложно и практически нереально. Насколько я знаю, такой подход в массовых масштабах не реализован нигде.

Цитата
Ну это не область литературы  Именно что образование и без нее прекрасно обойдется.
Наше образование очень разностороннее- и это всегда было его сильной чертой. Среднестатистический специалист после ВУЗа- фактически "боевая единица сама в себе", при желании он может работать в практически любой отрасли, кроме узкоспециализированных. Ощутимый вклад в это вносят и гуманитарные, и технические предметы, и они части одного целого. А уж насколько легче жить литературно образованному человеку- объяснять не нужно, я думаю smile.gif

Цитата
Я не сторонник того, чтобы школа воспитывала. Воспитывают родители до определенного возраста - потом сам себя.
С этим утверждением не соглсен также, но спорить нет сил, на часах пять утра, я иду спать)
Nastradamus
Это программа уничтожения Русской нации! Сперва уберём лит-ру...прально! нафиг она нужна!....а потом? прецедент-то будет! А тупые тинейджеры - , точнее их кол-во, просто возрастёт.

Давай трезво мыслить... Спрашиваешь у 12-14 летнего, -" Кто такой (например) Шуберт"? а он тебе что-то вроде, -"Такого диджея я не знаю"! Спроси у этих дураков, - кто такой Тесла? или Лейбниц? А они что ответят? Тесла -это пушка такая...из редалерта....а лейбниц..не еврей-ли?
Keman
Цитата(машинистБК @ Feb 6 2006, 04:07 AM)
от литературы вреда нет.да и предмет элементарный.прочел-пересказал.

yes.gif
Keman
Цитата(Nastradamus @ Feb 6 2006, 04:12 AM)
Это программа уничтожения Русской нации! Сперва уберём лит-ру...прально! нафиг она нужна!....а потом? прецедент-то будет! А тупые тинейджеры - , точнее их кол-во, просто возрастёт.

Давай трезво мыслить... Спрашиваешь у 12-14 летнего, -" Кто такой (например) Шуберт"? а он тебе что-то вроде, -"Такого диджея я не знаю"! Спроси у этих дураков, - кто такой Тесла? или Лейбниц? А они что ответят? Тесла -это пушка такая...из редалерта....а лейбниц..не еврей-ли?

Прав, таких все больше с каждым годом, но я рад, что нормальных детей тоже пока немало smile.gif
Nastradamus
Унас самая совершенная, самая идеальная БЕСПЛАТНАЯ система школьного образования В МИРЕ! Слышите??? В МИРЕ!!!! И эта система - есть единственное достойное наследие Коммунизма! Если мы начнём что-то выкидывать, то наша нация начнёт ТУПЕТЬ!
Коппер
Настрадамус, ее уже начали менять, к сожалению...блин
SentineL
Цитата(Nastradamus @ Feb 6 2006, 04:14 AM)
Унас самая совершенная, самая идеальная БЕСПЛАТНАЯ система школьного образования В МИРЕ! Слышите??? В МИРЕ!!!! И эта система - есть единственное достойное наследие Коммунизма! Если мы начнём что-то выкидывать, то наша нация начнёт ТУПЕТЬ!

Все же недостатков она не лишена, и их надо править
Keman
Цитата(SentineL @ Feb 6 2006, 04:19 AM)
Все же недостатков она не лишена, и их надо править

Всяко не исключением предметов из учебного плана...

Недостатки возникают из-за изменений в обществе smile.gif Систему нужно под изменения подогнать- и все снова будет хорошо...
Nastradamus
Согласен, надо менять, дополнять, выкидывать из программы чего-нить, а вот убирать лит-ру нельзя! Ведь она как-никак учит людей ГОВОРИТЬ правильно, а не употреблять идиотские эмтивишно-музтэвэшные фразы...хотя от этого никуда не денешся, ибо нынешняя молодёжь дааавно продала свои души и разумы непонятно какому воплощению дьявольщины и идиотизма, за модные сухарики, продвинутое пиво, ролики и мелодии для мобильников. Всё, что выпадает за грани диктуемой им моды - Аццтой. Это всё очевидно...амы молчим...мы терпим...мы смотрим....и ждём, непонять чего....а я вам скажу, чего мы дождёмся! Мы дождёмся того, чт оэти ребята рано, или поздно займут наши места... должности...посты... сменят нас... и мне страшно представить, что это будет за дурдом...
SentineL
Цитата(Keman @ Feb 6 2006, 04:11 AM)
Ты реально думаешь, что нынешние дети сами осознают, что им понадобиться для дальнейшей успешной жизни, работы, учебы? Личность нужно направлять в ее развитии- это одна из целей социума как такового smile.gif

Одна из задач социума в этом плане - воспитать как можно больше личностей, способных сориентироваться самостоятельно, соответственно своим предпочтениям.
К сожалению, конечно, большинство детей не осознают, что им может понадобиться и более того, не интересуется этим. sad.gif "Тупые тинейджеры"

Цитата
Боже, какие там винтики? Ты бы побывал в школах СССР, или вон в туркменских, а потом бы говорил о силе системы и производстве винтиков smile.gif
Индивидуального подхода в нашем обществе добиться крайне сложно и практически нереально. Насколько я знаю, такой подход в массовых масштабах не реализован нигде.

Ну, при тоталитарных режимах оно естественно, больше проявяется. smile.gif Сейчас - нельзя не заметить всплеск псевдо-патриотизма в стране. А откуда? Оттуда вот... система.
SentineL
Цитата
Наше образование очень разностороннее- и это всегда было его сильной чертой. Среднестатистический специалист после ВУЗа- фактически "боевая единица сама в себе", при желании он может работать в практически любой отрасли, кроме узкоспециализированных. Ощутимый вклад в это вносят и гуманитарные, и технические предметы, и они части одного целого. А уж насколько легче жить литературно образованному человеку- объяснять не нужно, я думаю  smile.gif

Оно хорошо, конечно, для общего развития.. хотя в вузе пока не был - не знаю smile.gif
Nastradamus
Цитата(SentineL @ Feb 6 2006, 09:49 AM)
Оно хорошо, конечно, для общего развития.. хотя в вузе пока не был - не знаю smile.gif

Тогда хавай те бесплатные знания, которые тебе дают! Потом не будет! Или будет... но шанс не велик...
SentineL
Цитата(Nastradamus @ Feb 6 2006, 05:18 AM)
Тогда хавай те бесплатные знания, которые тебе дают! Потом не будет! Или будет... но шанс не велик...

Ну Вуз мне только еще предстоит smile.gif
А потом... хавать уже только те знания, которые надо будет
SentineL
Кстати, вот. Рекомендую почитать.
Роберт Киосаки - Если хочешь быть богатым и счастливым - не ходи в школу
http://dostatok.ru/books/0052.pdf
Конструктивная критика образовательной системы развитых стран + умные мысли
Keman
Цитата(SentineL @ Feb 6 2006, 05:30 AM)
А потом... хавать уже только те знания, которые надо будет

Это в ВУЗе-то?
SentineL
Цитата(Keman @ Feb 6 2006, 02:48 PM)
Это в ВУЗе-то?

После smile.gif
Хронос_
То, что сейчас творится на уроке литературы - это действительно бред.
"За лето прочитать это, это и это", сочинения, отзывы - бредятина.

Хотя почти всю школьную программу я прочел, НО: когда МНЕ это становилось интересно, а не когда по программе надо.
Читать, потому что заставляют, а потом расписывать, как оно мне понравилось и духовно просветило, это лицемерно.
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.